Сравнительно недавно, в середине 80-х
годов XX в., когда в знаменитом парижском музее происходили грандиозные
реставрационные работы, археологи нашли под его зданиями остатки мощной
стены и оборонительного рва начала XIII в.
Это были фрагменты хорошо укрепленного
замка. Их тщательно отреставрировали, и теперь, спустившись в нижний
этаж, посетители воочию видят часть древней стены. Таким образом она
тоже стала одним из музейных экспонатов.
А о том, как менялся и перестраивался
Лувр на протяжении веков, можно судить по макетам, показывающим, каким
он был в разные периоды.
Замок Лувр в 1200 г. начал строить
король Франции Филипп II Август — ой хотел укрепить правый берег Сены.
Сам же Филипп II жил на острове Сите, где в ту пору умещался почти весь
Париж. Когда замок был возведен, король перевез в его главную башню —
донжон — королевскую казну и архивы. Высокие стены и глубокие
оборонительные рвы обеспечивали им надежную защиту. Проект
стеклянной пирамиды во дворе Лувра поначалу вызвал немало споров. Но
когда ее построили, она прекрасно вписалась в ансамбль дворца-музея.
Только
во 2-й половине XIV в. другой французский король — Карл V благоустроил
Луврский замок и перенес сюда свою резиденцию. Старинные хроники именуют
этого короля Мудрым, и неспроста: он любил общество ученых людей, а в
одной из башен Лувра собрал большую библиотеку своих личных рукописных
книг.
Однако после Карла V Лувр надолго
перестал быть королевским домом. Да и в самом Париже короли жили далеко
не всегда. Франция вела с Англией долгую, изнурительную войну,
получившую название Столетней (1337–1453), и столицу Франции
оккупировали английские войска. Основным местопребыванием французских
королей стала долина реки Луары. Остатки древней стены луврского замка теперь тоже один из музейных экспонатов. Как выглядел Лувр в средние века, можно судить по старинной миниатюре из часослова герцога Беррийского.
В
XVI в. во Франции, вслед за Италией, началось Возрождение. Поэтому
древние рыцарские замки, издавна возводившиеся по берегам Луары и ее
притоков, перестраивались — из мрачных крепостей они превращались в
изящные, благоустроенные Я дворцы. Появились и новые дворцы-замки,
например Шамбор, построенный Франциском I. Королевский двор вел кочевую
жизнь, переезжая из одного замка в другой. Неизвестный художник запечатлел один из придворных балов, которые устраивал в Лувре король Генрих III. Парадные доспехи нередко представляли собой подлинные произведения искусства, как, например, эти, принадлежавшие Карлу IX.
Королю
Франциску I суждено было сыграть заметную роль в истории музейного
дела. Во время его царствования (1515–1547) Франция долго воевала с
Италией. Король одержал победу в знаменитой битве при Мариньяно и занял
Милан. Именно тогда он был очарован живописью, скульптурой, архитектурой
Возрождения и стал приглашать во Францию лучших итальянских мастеров.
Был среди них и великий Леонардо да Винчи, проведший в одном из замков
на Луаре два последних года жизни и завещавший королю Франциску свою
картину «Джоконда».
Кроме нее в коллекции Франциска было
еще 38 картин, а среди них другая работа Леонардо — «Мадонна в гроте» и
полотна Тициана, Рафаэля, Андреа дель Сарто…
В конце своего царствования Франциск I
решил вновь перенести свою резиденцию в Париж. Но мрачноватый замок Лувр
не очень-то подходил для монарха, проникшегося утонченным духом
Возрождения. Поэтому архитектор Пьер Леско снес почти все башни и стены и
возвел на их месте дворец в духе итальянского зодчества. За пирамидой — одно из крыльев Лувра. В честь выдающегося собирателя произведений искусства оно называется крылом Ришелье. |